RSS

Городской портал госуслуг

Жестокое обращение с детьми Пренебрежение основными потребностями ребенка

21.05.2010
Жестокое обращение с детьми
Пренебрежение основными потребностями ребенкаТермин жестокое обращение с детьми использует¬ся в социологии, психологии, семейном и уголовном праве. В каждом случае в него вкладывается соб¬ственное содержание. Наиболее универсальным является следующее определение.
Жестокое обращение с ребенком - это такие дей¬ствия или бездействие родителей, лиц их заменя¬ющих или лиц, на которых возложены обязаннос¬ти по воспитанию ребенка, которые причиняют вред его психическому или физическому здоро¬вью, нарушают развитие либо создают реальную угрозу причинения таких последствий.
Жестокое обращение с детьми широко распро¬странено в современном обществе, поэтому оно должно рассматриваться как социальное явление, а не как следствие психического расстройства или моральной дефектности родителей. Жестокое об¬ращение с детьми обусловлено социальной и пси¬хической незрелостью ребенка, его зависимостью от взрослых, которые превращают ребенка в удоб¬ный объект для отреагирования родителями или лицами, их заменяющими своих отрицательных эмоций, демонстрации власти и контроля.
Основными последствиями жестокого обращения являются эмоциональные и поведенческие нару¬шения, включая девиантное поведение; наруше¬ние социализации ребенка; трудности в создании собственной семьи, воспитании детей. Указанные последствия возникают как при физи¬ческом, психологическом или сексуальном наси¬лии, так и при пренебрежении основными потреб¬ностями ребенка.
Физическое насилие
Физическое насилие - это преднамеренное нане¬сение ребенку травм, которые вызывают наруше¬ния физического здоровья или искажают его пси¬хическое развитие. Телесные наказания являются одной из форм физического насилия.
• При физическом насилии у ребенка могут быть следующие повреждения:
• Синяки, ссадины, кровоподтеки, раны;
• Ожоги горячими предметами (сигаретами, утю¬гом) или жидкостями;
• Переломы или другие повреждения костей;
• Сотрясение головного мозга, повреждения внут¬ренних органов.
Травмы при физическом насилии имеют неслу¬чайный характер, о чем свидетельствуют сле¬дующие признаки:
• Множественность повреждений;
• Синяки и ссадины по своей форме повторяют форму предметов, которыми они были нанесены (ремень, палка, кисть руки и др.);
• Различная давность повреждений (недавние и старые);
• Телесные повреждения сочетаются с признака¬ми пренебрежения основными потребностями ребенка (отставание в физическом и психичес¬ком развитии, запущенный внешний вид);
• Характер повреждений не соответствует тем объяснениям, которые дают родители ребенка.

Психологическое насилие
Психологическое или эмоциональное насилие - это однократное или постоянное унижение, оскор¬бление или запугивание ребенка, игнорирование либо эмоциональное отвержение его родителями. Следствием психологического насилия является нарушение психического развития ребенка, его взаимоотношений с окружающими.
К психическому насилию относят:
• Угрозы, которые ребенок воспринимает как ре¬альные;
• Систематические оскорбления и унижение достоинства ребенка;
• Однократное грубое негативное психическое воздействие, которое является для  ребенка психической травмой;
• Открытая демонстрация ребенку неприязни, постоянная, необоснованная критика.
Психологическое насилие приводит к появле¬нию у ребенка следующих нарушений:
• Задержке психического развития;
• Невротических реакций и психосоматических расстройств (энурез, тики, заикание, нарушения сна, кожные заболевания, боли в животе);
• Эмоциональных расстройств (субдепрессия или депрессия, повышенная тревожность, агрессия и аутоагрессия);
• Суицидальные высказывания и суицидальные попытки;
• Трудности  общения  со  сверстниками  (конфликтность, агрессивность, или  чрезмерная уступчивость).
Сексуальное насилие
Под сексуальным насилием понимается вовлече¬ние ребенка взрослым в совершение сексуальных действий для получения этим лицом сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие может со¬вершаться не только с помощью физической силы или угроз, но и путем злоупотребления доверия ребенка, когда он не понимает значения соверша¬емых с ним действий либо не может оказать со¬противления.
О перенесенном сексуальном насилии свиде¬тельствуют следующие признаки:
• Повреждение в области половых органов, вклю¬чая дефлорацию и зияние анального отверстия;
• Наличие  инфекций, передаваемых половым путем;
• Психосоматические заболевания, включая боли в нижней части живота.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста заподозрить сексуальное насилие по¬зволяют следующие поведенческие нарушения:
• Несвойственная возрасту осведомленность о сексуальных отношениях;
• Игры откровенно сексуального характера;
• Открытая мастурбация.
У подростков о перенесенном сексуальном на¬силии свидетельствуют:
• Немотивированное ухудшение успеваемости;
• Эмоциональные нарушения (сниженный фон настроения, вспышки агрессии);
• Девиантное поведение (злоупотребление нар¬котиками, уходы из дома);
• Беспорядочные половые связи.
Пренебрежение основными потребностями ребенка
Пренебрежение основными потребностями ре¬бенка — это отсутствие со стороны родителей или иных лиц, их заменяющих (опекунов, попечителей, воспитателей), заботы о ребенке и его воспита¬нии. Пренебрежение основными потребностями ребенка негативно сказывается на его здоровье и приводит к задержке психического развития. Од¬ной из форм пренебрежения основными потреб¬ностями ребенка является отсутствие надзора со стороны родителей, в случае детей раннего воз¬раста это нередко приводит к несчастным случаям с ребенком.
О пренебрежении основными потребностями ребенка свидетельствуют следующие особен¬ности внешнего вида и поведения ребенка:
• Неряшливый вешний вид и санитарно- гигиени¬ческая запущенность;
• Отставание   в   физическом   и   психическом развитии;
• Запущенные хронические инфекционные заболевания вследствие несвоевременно обраще¬ния за медицинской помощью;
• Назойливое приставание к взрослым, чтобы привлечь внимание;
• Ограниченный запас знаний об окружающем мире, низкая успеваемость;
• Крайности   в  общении  со  сверстниками  и взрослыми (подчиняемость, заискивание или агрессивность).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати